Свободный перевод с английского из книги Витольда Рубчински "Одна хорошая идея. Естественная история отвертки и винта"
Каждый человек знаком со шлицем phillips, и многие проклинают это изобретение, так как неоднократно сталкивались с проблемой открутить крепеж со шлицем этой конструкции.
Но именно этот шлиц на головке крепежного изделия сделал это изделие самым популярным крепежом в мире.
Это было на заре 20-столетия в период бурного развития конвейерного производства. Первоначально крепежные изделия выпускались с прямым шлицем. Но прямой шлиц создавал множество проблем, не позволяющих увеличивать темп массовых сборочных технологий. Во-первых, возникала трудность зацентровать крепежное изделие, во-вторых, головка отвертки постоянно выпадала из шлица, нанося травмы рабочему и внешнему виду изделия. И главное, терялись драгоценные секунды, которые при системе конвейерного производства превращались в потерянное состояние.
В 1907 году канадский продавецкрепежных изделий Питер Лим-бурнер Роберцон предложил квадратный вариант шлица, который он запатентовал под торговой маркой "Robertson Drive" (Рис.1).
Квадратный шлиц устранил главную проблему при сборке изделий, отвертка больше не выпадала из шлица при закручивании. Генри Форд провел испытание нового крепежного изделия с квадратным шлицем и получил два часа экономии времени при сборке модели Ford Т. Форд предложил Роберцону купить у него патент на квадратный шлиц, чтобы производить подобный крепеж самостоятельно. Роберцон отказал в продаже патента, надеясь получать прибыль от всего выпуска изделий с его изобретением. Тем самым Роберцон закрыл дорогу на американский рынок своему детищу, хотя в Канаде крепеж со шлицем "Robertson Drive" остается популярным и сегодня.
 |
Ford T 1907, при сборке которого были применены крепежные изделия со шлицем "Robertson Drive" |
В 1936 году в Портленде Штат Орегон продавец стального крепежа по имени Генри Ф. Филлипс, получил патент на крестообразный шлиц для крепежных изделий, который мы знаем сегодня как шлиц Phillips. Он основал компанию Phillips Screw Company, чтобы получить лицензию на территории США на свой патент. Генри Ф. Филлипс сумел убедить владельца American Screw Company в перспективности своего изобретения и выделить на перевооружение производства 500 000 долларов, хотя инженеры компании считали, что этот вариант шлица не имеет большой перспективы. Первой компанией, которая стала использовать в своем сборочном производстве крепежные изделия со шлицем Phillips, был автомобильный концерн Cadillac.
К 1940 году не только большинство автопроизводителей, но и другие стали использовать в своих производствах крепеж с этим шлицем. За несколько лет шлиц Phillips стал доминирующим в крепежной промышленности США, а благодаря использованию американской военной техники во второй мировой войне, распространился по метизным производствам всего мира. Phillips Screw Company не преследовала незаконное использование своего патента, и в 1949 году патент был ликвидирован. Умер Генри Ф. Филлипс в 1958 в возрасте 68 лет, а имя его живет в каждом метизном цехе, в каждом магазинчике, где на головке крепежного изделия красуется самый популярный шлиц.